Политика открытости

АО "ОЭК" поддерживает прочные отношения со своими потребителями, число которых постоянно растёт

Новости

Мощность по контракту


Стратегия развития электросетевого комплекса РФ до 2030 года нацелена на "обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры".

 

Документ вступил в силу в 2013 году, и за шесть лет, отмечают эксперты, сделано довольно много. Однако практика показывает, что некоторые направления реформы нуждаются в доработке. Так было при введении постановления "Об уточнении критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", и так сейчас получается с сетевыми компаниями.

 

Согласно требованиям Федерального закона "Об электроэнергетике", на российском рынке электрической энергии разделены ее производство, передача и продажа. Производят генерирующие компании, передают энергию электросетевые компании, а продают сбытовые компании. Однако отношения между тремя группами организованы таким образом, что закон прямо запрещает совмещать компаниям деятельность по генерации, транспортировке и сбыту электроэнергии. По мнению разработчиков, такой подход способствует развитию рыночных механизмов и повышению конкуренции. Однако на практике сетевые компании оказываются в проигрыше.

 

Как полагает президент "Объединенной энергетической компании" Владислав Антуфьев, компании-транспортировщики оказываются вне рыночных механизмов, потому что у них фактически отсутствует товар и, следовательно, нечего предложить. Государство компенсирует им лишь затраты на переток электроэнергии, рассчитывая необходимую валовую выручку исходя из объемов электросетевого хозяйства, однако возможности заработать, получить прибыль у сетевых компаний нет. Отсюда возникают попытки "организовать" товар, буквально взять его из воздуха.

 

- Таким товаром стало, например, технологическое присоединение, - поясняет Антуфьев, - цена на которое постоянно растет. Сетевая компания за счет потребителей строит электросети и подстанции затребованной, а не рассчитанной мощности, но это разовый доход. При этом сетевая компания не оценивает риски и возможные объемы потребления, поэтому мощности простаивают.

 

Как подчеркивает эксперт, глобальная проблема электроэнергетической отрасли в настоящее время - это утрата понимания, что энергетика - не самостоятельный бизнес, а вспомогательная отрасль: "Чтобы все работало". Если будет развиваться промышленность - будет расти потребление энергии. Но наоборот система не включается: увеличение мощностей не может быть востребовано само по себе, поэтому необходимо менять принципы функционирования.

 

- В западной модели электросетевая компания строит мощности за свой счет, но на основе контракта с будущим потребителем, который гарантирует покупку определенного количества киловатт-часов в год, - поясняет президент ОЭК. - В этом случае есть ответственность бизнеса, и не нужны инструменты вроде платы за неиспользованную мощность. Сетевая компания получает возможность хеджировать свои риски: новые мощности строятся там, где их гарантированно купят, и в течение всего действия контракта получает гарантированную прибыль.

 

Сетевое оборудование загружено на 30-35 процентов. За потребление менее 60 процентов от заявленной мощности теперь придется заплатить

 

Скорее всего, переход к новой модели хозяйствования потребует изменений в федеральное законодательство. Однако попытки закрыть существующий внерыночный разрыв в цепочке "генерация - сетевая компания - сбыт" без корректировки нормативной базы все равно невозможны. А нынешние варианты, разработанные на регуляторном уровне, мягко говоря, небесспорны. Например, в апреле нынешнего года Минэкономразвития РФ одобрило разработанный минэнерго проект постановления правительства о введении оплаты сетевого резерва - мощностей неиспользуемых или используемых частично электросетей и подстанций. Плату предлагается ввести при потреблении менее 60 процентов от заявленной мощности и поэтапно: от оплаты 10 процентов невостребованных мощностей до полной оплаты к 2024 году.

 

- Если посмотреть на цифры, у нас сетевое оборудование по стране загружено в среднем на 30-35 процентов, - пояснил тогда министр экономического развития РФ Максим Орешкин. - Это следствие той регуляторики, которая у нас существует. Оно ведет к расходам сетевых организаций, отвлекает средства от инвестиционных программ, создает более высокие тарифы для потребителей.

 

Между тем, по мнению участников рынка, подобное делают возможным в том числе решения правительства.

 

- Введенные несколько лет назад льготы, полностью освободившие потребителя от оплаты строительства и реконструкции сетей (до 150 кВт), дали свои плоды в виде целого ряда проблем, которые с каждым годом нарастают, как снежный ком, - считает заместитель генерального директора по экономике и финансам компании ЛОЭСК Жанна Айгильдина. - По сути это не льгота в прямом смысле слова: это еще один вид перекрестного субсидирования, когда за одного потребителя платят все остальные, а сетевые компании строят объекты, которые потом оказываются незагруженными даже наполовину.

 

Айгильдина полагает, что федеральные органы исполнительной власти озабочены полученными результатами и не исключают серьезные изменения льготной политики - обсуждение проблем велось в том числе на уровне Государственной Думы. Однако участники рынка надеются, что при разработке новых изменений корректировки сначала обсудят с ними. Если же решения будут приниматься без учета мнений всех участников процесса, развитие рынка электроэнергетики может вообще остановиться. Крупные компании все чаще занимаются генерацией для собственных нужд: например, электро- и теплостанции на отходах лесопиления есть сейчас почти у всех крупных предприятий ЛПК.

 

Стоит отметить, что в верхней палате российского парламента проблемой всерьез озабочены. Как рассказал корреспонденту "РГ" депутат Госдумы, председатель Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев, сейчас пристально изучаются последствия реформы, разделившей электроэнергетику на три части - генерация, передача и сбыт, и на практике получается, что в чистом виде она не работает.

 

- Мы изучали разные схемы, в том числе западный опыт, - отметил депутат. - В Скандинавских странах тариф у сетевых компаний постоянный, но они берут плату за обслуживание инфраструктуры. Если подвели электричество, а потребитель его не использует, ему выставляют некую цену за обслуживание сетей, а потребленная мощность оплачивается дополнительно.

 

По мнению депутата Госдумы, в ходе очередной реформы электроэнергетики потребует решения и сложный правовой вопрос. Если компания платит за присоединение и за мощность, означает ли это, что теперь приобретенная мощность - ее собственность? Может ли она ее перепродать третьим лицам? В соответствии с действующим законодательством не может, и с одной стороны - это нарушение права частной собственности, а с другой - не позволяет создать монополию.

 

- Все ищут варианты заработка, и руководство АО "Россети" не раз подчеркивало, что задача акционерного общества - извлечение прибыли, - добавил он. - С другой стороны, снабжение электричеством - это государственная задача, это закреплено законом. То есть налицо противоречие: что важнее - извлечение прибыли или обеспечение жизнедеятельности страны.

 

По мнению игроков рынка электроэнергии, ситуацию может выровнять такой подход, когда сетевые компании будут заинтересованы в удовлетворении потребителей. Если их выручка будет зависеть от количества кВч/ч, приобретаемых потребителем, законодательные меры по компенсации издержек перестанут быть необходимыми.

 

Источник:Российская газета - Спецвыпуск № 122(7880)

 

 

© 2024 АО «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»